Александр Гюстав Эйфель

Александр Гюстав Эйфель

Французский инженер Александр Гюстав Эйфель, занимающийся проектированием и монтажом металлоконструкций, обрел неведомую ранее известность после того, как для Всемирной Парижской выставки 1889 года по представленному им проекту была построена башня из металла, которая является удивительным техническим сооружением 19-го века, и была названа по имени автора.

Семья Эйфеля и его детские годы

Родился Гюстав Эйфель во Франции, департаменте Кот-д’Ор, и был первенцем в семье Катрин-Мелани (урожденная Монёз) и Александра Эйфеля.

Являясь прямым потомком бывшего эмигранта Жана-Рене Бёникхаузена, приехавшего из Мармагена, расположенного под Кёльном (Германия), который в начале 18-го века переселился в Париж, он сумел стать одним из тех трех известных немцев, которые изменили облик Парижа. Это, кроме Эйфеля, были барон Осман и инженер Жак Хитторф. Семья в память о близких сердцу горах ( по немецки Айфель) приняла фамилию Эйфель. Несмотря на это, Гюстав носил фамилию Бёникхаузен и до 1880 г. не менял ее официальным образом.
После службы в армии, Александр Эйфель, отец Гюстава, к моменту появления ребенка был в армии на административной работе, но затем оставил службу и стал помогать жене вести дела по унаследованной ею фирме. Это была фирма, занимающаяся заготовкой древесного угля, которая перешла жене по наследству от родителей. Поэтому и потребовалась помощь Александра, так как жена приняла решение увеличить сферу бизнеса фирмы и заниматься распространением товара.

Большая загруженность делами фирмы не давала возможности заниматься матери воспитанием сына, поэтому Гюстав много времени должен был проводить с бабушкой, хотя всю свою жизнь он ощущал сильную привязанность к своей матери. Она имела большое влияние на него в течение всей его жизни, вплоть до ее кончины в 1878 г.
Бизнес семьи был успешным, но в 1843 г. Катрин, продав фирму, устраняется от активных дел и живет на те средства, которые были выручены от продажи.
Гюстав получал образование в Королевском лицее (Дижон), но, вплоть до старшего возраста, учеба не увлекала мальчика. Но потом, благодаря учителям истории и литературы, которые смогли увлечь мальчика учебой, он успешно сдал экзамены и получил звание бакалавра естественных и гуманитарных наук.
В подготовке и дальнейшем обучении ребенка важная роль принадлежала дяде Жан-Батисту Моллерату, который являлся владельцем крупного химзавода в пригороде Дижона и изобретателем метода по перегонке уксуса, и одному из друзей дяди – Мишелю Пере, который обучал его многим наукам: основам химии, горному делу, богословским и философским знаниям.
Чтобы успешно подготовиться к вступительным экзаменам в одно из технических заведений, Гюстав поступил учиться в Колледж Сен-Барб. Он хотел бы продолжить образование в политехнической школе, но преподаватели решили, что его знаний для этого курса недостаточно, поэтому он поступает в Центральную школу гражданских инженеров.
Перейдя на второй курс, он решил специализироваться на химии, и в 1855 г. Гюстав заканчивает учебу с 13-м результатом из 80-ти претендентов. В том же году в Париже проходит Всемирная выставка, и мать приобретает Гюставу абонемент для осмотра этого грандиозного зрелища.

Карьера известного инженера

В 1855 г. Гюстав Эйфель, окончив Центральную школу гражданских инженеров, получил диплом инженера. До того, как он прославился при возведении Эйфелевой башни, он уже был широко известен проектами стальконструкций для мостов, которые отличает импозантность, легкость и ажурность. Он является автором моста Марии Пии, установленного на реке Дора в Португалии, железнодорожного моста, имеющего длину 500 м и установленного в Бордо, Будапештского вокзала. Железнодорожный виадук де Гараби, строительство которого завершил Эйфель, высотой 122 метра был на тот период в мире самым высоким.

Эйфель участвовал в строительстве металлокаркаса для возведения статуи Свободы в Нью-Йорке, участвовал в конкурсе по Троицкому мосту в Петербурге, построил Железный дом в глубинке Амазонки.
Являясь инженером Панамского общества, Эйфель поставлял оборудование, изготавливаемое на машзаводе близ Парижа, который был собственностью Эйфеля.
Поэтому при разоблачениях по Панамскому обществу привлекли к ответственности и Эйфеля, которого обвиняли в получении от общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Он был, наряду с другими участниками процесса, в 1893 г. предан суду, а затем приговорен к 2-м годам тюремного заключения и штрафу в 20 тыс. франков, но кассационным судом этот приговор был отменен.
Эйфелем разработана и воплощена в металл передовая идея создания вращающегося купола, установленного на обсерватории в Ницце, который, не взирая на стотонный вес, без особого труда может привести в движение один человек. Он смог усовершенствовать систему конструкций подвижных мостов и др. технических изобретений.

Французской почтой к 60-летию смерти Г. Эйфеля в 1983 г. была выпущена памятная марка, имеющая номинал 97 франков, на которой изображена знаменитая Эйфелева башня с портретом ее автора.

Объекты, спроектированные Гюставом Эйфелем:

  • Эйфелева башня, установленная в г. Париж, Франция. (1889 г.)
  • Центральный железнодорожный вокзал в столице Чили – Сантьяго (1897 г.)
  • Западный железнодорожный вокзал в Будапеште, столице Венгрии (1877 г.)
  • Купол для обсерватории в Ницце, Франция (1878 г.)
  • Мост Марии Пии в городе Порту, Португалия (1877 г.)
  • Лифт Санта Хуста в Лиссабоне, столице Португалии (1901 г.)
  • Железный дом в Икитос, Перу. (1887 г.)
  • Статуя Свободы в Нью-Йорке , США (1886 г.) (оказывал помощь  основному архитектору)
  • Воздушный мост в  г. Лиепая, Латвия (1906 г.)
Эйфелева башня, Париж, Франция. (1889 г.)
Западный железнодорожный вокзал, Будапешт, Венгрия. (1877 г.)
Купол для обсерватории в Ницце, Ницца, Франция. (1878 г.)
Мост Марии Пии, Порту, Португалия. (1877 г.)
Лифт Санта Хуста, Лиссабон, Португалия. (1901 г.)
Железный дом, Икитос, Перу. (1887 г.)
Статуя Свободы, Нью-Йорк, США. (1886 г.)
Воздушный мост, Лиепая, Латвия. (1906 г.)