Эйфелева башня
La tour Eiffel (фр.), или Эйфелева башня, считается из всех достопримечательных мест Парижа самой известной и узнаваемой на всех континентах. Она заслуженно признана символом свободолюбивой Франции и получила свое имя в честь создателя - Гюстава Эйфеля, называвшего ее 300-метровой башней или «tour de 300 mètres».
Свидетельством популярности сооружения среди французов и гостей Парижа могут служить данные статистики посещений: в 2006 году, например, башню посетили 6,7 млн.человек, а с момента ее создания до конца 2007 года – около 237 млн.человек. Все это подтверждает, что башня среди мировых сокровищниц культуры занимает ведущее место по посещаемости и фотографированию.
Признанный символ Парижа первоначально предназначался для использования в качестве арки на входе предстоящей Всемирной выставки, которую планировали проводить в Париже в 1889 году, поэтому на стадии проекта это сооружение задумывалось как временное.
По прошествии 20 лет после проведения выставки это сооружение подлежало сносу, но радиоантенны, которые были установлены на вершине башни в эпоху повсеместного внедрения радио, помогли спасти ее от разрушения.
Власти Франции приняли решение организовать в Париже Всемирную выставку, посвященную столетию Французской революции 1789 года.
Известный во Франции инженер Гюстав Эйфель получил от городской администрации Парижа предложение с просьбой внести для рассмотрения комиссией проект соответствующего назначению сооружения. Эйфель был слегка озадачен предложением, но затем он представил администрации города ранее разработанный проект башни, имеющей высоту 300 метров, но незаслуженно им забытый. 18 сентября 1884 г. Эйфель с сотрудниками получают патент на проектирование башни, а впоследствии Эйфель выкупает у коллег право на исключительное владение патентом.
Стартовавший 1 мая 1886 года конкурс проектов, проводившийся в области архитектуры и инженерных решений в масштабе всей Франции, должен был принять решение и определиться, каким будет архитектурный облик предстоящей Всемирной выставки. 107 претендентов, принявших участие в конкурсе, представили на рассмотрение работы, повторяющие идеи проекта башни, предложенного Эйфелем.
Конкурсантами представлялись разнообразные идеи, отличающиеся экстравагантностью и необычностью, например, проект в виде гильотины гигантских размеров, которая, по мнению авторов, напоминала бы о революционных событиях 1789 года.
Или проект в виде каменной башни, но подобное строительство монумента высотой 169 метров в Вашингтоне, показало, что такого рода сооружение несколько ранее стоило больших усилий для США.
Проект сооружения башни, предложенный Эйфелем, оказался одним из четырех победителей конкурса. После этого инженером были внесены в проект окончательные изменения, которые успешно смогли разрешить компромиссные ситуации в инженерных разработках и вариантах отделки.
В итоге оргкомитет, рассмотрев разнообразные варианты предложенных проектов и решений, останавливает выбор на проекте Эйфеля, но следует отметить, что сама идея конструкции башни была не Эйфеля, а являлась идеей двух его сотрудников – Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье.
Благодаря особым новаторским методам Эйфеля в организации и ведении строительных
работ, появилась возможность выполнить за два года сборку такого масштабного и ответственного сооружения, как башня.
После того, как была получена первая премия на конкурсе, Эйфель с уверенностью и энтузиазмом заявил, что сможет добиться, чтобы Франция стала единственной среди стран, имеющих флагшток, высота которого 300 метров.
Но по требованию условий конкурса архитектурные сооружения, возведенные для Всемирной выставки, должны были иметь более изысканный и утонченный вид, поэтому представленный проект Нутье и Кёхлена был излишне «сухим» в техническом отношении и не мог соответствовать предъявляемым конкурсной комиссией требованиям.
Архитектор Стефан Совестр получил задание коренным образом улучшить внешний облик башни и выполнить художественное оформление, чтобы добиться соответствия проекта вкусам требовательной и изысканной парижской публики.
Для этого архитектором было предложено выполнить обшивку цокольных опор с применением камня, затем связать с помощью арок опоры и площадки первого этажа.
Такое решение позволило в то же время оформить и главный вход выставки.
На этажах проектируемой башни должны разместиться застекленные залы больших размеров, верхняя часть башни будет иметь округленную форму с использованием для украшения сооружения различных элементов декора.
В январе 1887 г. подписанным трехсторонним договором между автором проекта, государством и парижским муниципалитетом были оговорены условия, по которым Эйфелю имел возможность в течение 25 лет осуществлять эксплуатационную аренду башни. Помимо этого, Эйфелю была предусмотрена выплата субсидии в сумме 1,5 млн. золотых франков, что было равно четверти средств, израсходованных на возведение башни.
Чтобы привлечь средства, необходимые для завершения строительства, 31.12.1888 г. было создано акционерное общество, имеющее уставный капитал в сумме 5 млн. франков, из этих средств половину составляют вклады трех банков, а вторую половину составляют личные средства Эйфеля.
Всего общий бюджет затрат, необходимых для строительства, составляет 7,8 млн. франков. Примечательно, что расходы, понесенные при строительстве башни, были окуплены уже во время работы выставки, а в дальнейшем - эксплуатация башни стала приносить чистый доход.
Задействованные на строительстве 300 рабочих, в рекордные сроки , а это два года, два месяца и пять дней, возвели грандиозное сооружение. Строительство длилось с 28.01.1887 г. по 31.03.1889 г. Таких быстрых сроков при строительстве смогли добиться, благодаря разработанной технической документации высочайшего класса, где на чертежах с предельной точностью указывались размеры свыше 18 тысяч деталей, соединяемых 2,5 млн. штук заклепок.
Для сдачи объекта в установленный срок, Эйфелем успешно применялись заранее изготовленные детали и узлы, имеющие уже просверленные отверстия для установки заклепок в отмеченных местах, а затем заранее до полного монтажа конструкции были закреплены две трети от 2,5 млн.штук заклепок. Для облегчения подъема подготовленных металлоконструкций их вес не превышал 3-х тонн. На первом этапе монтажа использовались высокие краны, а при увеличении высоты возводимой
конструкции стали использоваться мобильные краны, сконструированные самим Эйфелем, которые передвигались по рельсам в лифтах башни. При этом особую сложность при подъеме конструкций составляет тот момент, что передвижение самого подъемного устройства осуществляется по траектории, изогнутой вдоль мачт башни, которая имеет кривизну с постоянно меняющимся радиусом.
Первые лифты, установленные во время монтажа башни, приводились в действие с помощью насосов гидравлического типа.
Причем и сейчас успешно эксплуатируются два лифта «Fives-Lill», пущенные в эксплуатацию еще в 1899 г. и обслуживающие опоры башни, находящиеся в западной и восточной части.
Но, начиная с 1983 года, лифты башни были модернизированы и приводятся в движение установленными электродвигателями, при этом сохранены в работоспособном состоянии гидравлические насосы, которые являются доступными для осмотра
посетителей.
Второй и третий этажи башни связаны между собой вертикальным лифтом, который был изготовлен по проекту инженера Эдду, бывшего однокурсника Эйфеля по учебе в технической школе. Такой лифт состоял из двух взаимно уравновешивающихся кабин. Верхняя кабина, поднимающаяся с помощью гидравлического насоса, имеет длину хода, равную 78 метров, а нижняя – осуществляет роль противовеса.
На расстоянии 175 м от земли, то есть на расстоянии половины пути до площадки, пассажирам необходимо было пересесть в другой лифт.
Гидравлическое давление обеспечивалось за счет емкостей с водой, установленных на этажах.
В 1983 году такой подъемник, не работающий в холодный период времени, заменили на лифт модели «Otis» с электрическим приводом, который состоит из четырех кабин и обеспечивает устойчивое безопасное межэтажное сообщение.
Обеспечить безопасность при проведении беспрерывных работ – одна из главных забот Эйфеля, которая требовала постоянного и пристального внимания при строительстве башни.
Результатом такого повышенного внимания явилось то, что при проведении всего комплекса строительных и монтажных работ не произошло несчастных случаев, которые бы привели к смертельному исходу. Этот факт явился значительным успехом и достижением в организации безопасных работ.
Устраивая котлованы, предназначенные для монтажа башенных опор, Эйфель вынужден был, по причине близости к реке Сене, прибегнуть к методу, ранее используемому им при возведении мостов. Благодаря тому, что в рабочее пространство, находящееся под 16 кессонами фундамента, накачивался под давлением воздух, туда не могла просочиться грунтовая вода. Следовательно, рабочие имели возможность выполнять работы внутри котлована, строго соблюдая проект и график работ.
Для создателя конструкции монтаж первой из платформ явился одной из наиболее ответственных задач, так как на ней необходимо было с помощью арматур из дерева большой массивности удержать 4 наклонные опоры и балки огромных размеров Наклонные подпоры устанавливались на цилиндрах из металла, которые были наполнены песком.
Начиная медленно выпускать песок из цилиндров, возможно было установить опоры, соблюдая необходимый наклон, а используя гидравлические подъемники, расположенные в опорных фундаментах, имелась возможность регулировать на заключительном этапе требуемое расположение опор, что позволяло подогнать их к арматуре устанавливаемой первой платформы с требуемой точностью.
С того момента, когда платформа принимала строго горизонтальное положение, ее необходимо было с высокой точностью закрепить к опорам, после чего быстро удалить подъемники.
Затем работы продолжались уже непосредственно на башне. При этом, темпы работ были достаточно медленными, но процесс был непрерывным. Парижане, наблюдавшие за поднимающейся вверх конструкцией, удивлялись и восхищались.
Прошло всего 26 месяцев, когда приступили к рытью котлованов, а Эйфель уже смог пригласить чиновников совершить их подъем на первые 1710 ступеней башни.
Первоначальным договором с Эйфелем предусматривалось демонтировать башню по прошествии 20 лет с момента постройки.
Сооружение башни вызвало большой интерес и успех у жителей и гостей столицы.
За полгода работы международной выставки так называемую «железную даму» смогли посетить и посмотреть более чем два миллиона человек, а до конца года были возмещены около трех четвертей затрат, понесенных при возведении сооружения.
Хотя уже в момент принятия решения о предстоящем строительстве многими представителями творческой интеллигенции, которых возмутил отличавшийся дерзостью проект Эйфеля, направлялись в мэрию негодующие петиции с требованиями о прекращении возведения башни. Утверждая, что конструкция сможет подавить многовековую архитектуру Парижа и нарушить стиль, который отличается неповторимостью и складывался усилиями многих поколений, 300 писателей и художников, в том числе А. Дюма-сын, Ги де Мопассан, Ш. Гуно, в 1887 году обратились с письмом протеста к властям города.
Для них башня была чудовищным сооружением из железа и винтов, которое будет доминировать 20 лет над Парижем и висеть, как клякса чернил. Ги де Мопассан, которому это сооружение также было не по душе, обедая на первом этаже ресторана в башне, утверждал, что на этом месте ее не видно.
Дюкрете в октябре 1898 г. был успешно проведен первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, который был осуществлен на расстоянии 4 км.
А в 1903 г. генералом Феррье башня использовалась для проведения необходимых экспериментов с беспроволочным телеграфом. Поэтому вначале было решено оставить ее для дальнейшего использования военными.
Начиная с 1906 года, на башне установлена радиостанция, а в 1907 году на втором этаже установили электронные часы высотой в шесть метров, проект которых разрабатывал российский инженер Ромейко-Гурко.
1 января 1910 г. Эйфелем продлена аренда башни еще на семьдесят лет.
Произведенный в 1914 г. радиоперехват дал возможность генералу Гальени успешно контратаковать на Марне во время боевых действий Первой мировой войны.
В 1921 году на башне смонтированы спецантенны и организована первая радиопередача. А начиная с 1922 года, в эфир регулярно выходит программа «Эйфелева башня».
Попытки выполнить с башни трансляцию телевизионного сигнала предпринимались еще в 1925 году, но регулярные телепрограммы передаются с 1935 года.
Смонтированная в 1957 г. телеантенна позволила увеличить высоту самой конструкции до 320,75 м. Помимо этого, параболические и линейные антенны, которые установлены на башне, ретранслируют радио и телепрограммы.
В период оккупации Франции немецкими войсками накануне посещения Гитлера в 1940 году был поврежден привод подъемного лифта.
Восстановить этот привод по причине войны не удалось, поэтому при посещении Парижа Гитлер не смог посетить башню. Не зря многие говорили, что Гитлером была завоевана Франция, но не завоевана Эйфелева башня.
Позже неизвестным был закреплен на башне французский флаг, а в 1940 году солдаты вермахта установили там фашистское знамя со свастикой, но флаг сорвал ветер уже через некоторое время, поэтому он был заменен на меньший.
При приближении к Парижу войск союзников в августе 1944 года генерал-полковником Дитрихом фон Хольтиц был получен приказ Гитлера организовать уничтожение башни одновременно с другими парижскими достопримечательностями. Но, к счастью, генерал не выполнил этот приказ фюрера. Но удивительно, что привод лифта начал работать сразу же после освобождения города от оккупантов.