Фолкеркское колесо - первый в мире вращающийся судоподъёмник
Фолкеркское колесо расположено в Шотландии, рядом с городом Фолкирк, откуда и произошло его название. Подобное сооружение является уникальным в своей отрасли.
Исторически сложилось так, что еще в предыдущем веке между двумя крупными шотландскими городами, Эдинбургом и Глазго, были построены водные каналы Форт-Клайд и Юнион.Они имели достаточно высокий перепад высот ( около 25 м), поэтому соединение выполнялось шлюзовыми камерами в количестве 11 единиц, что было довольно сложно, так как корабль, проходя через эти шлюзы, тратил на прохождение примерно 3,5 часа.
В тридцатых годах прошлого века эксплуатация этих каналов была прекращена, и это продолжалось до 1998 г. Именно тогда было решено возобновить судоходное движение по каналам Шотландии. При осуществлении проекта основной задачей было разработать такое устройство, которое позволило бы с минимальными затратами времени и средств перемещать суда из одного канала в другой. Такие требования привели к появлению Фолкеркского колеса.
Это колесо является первым, и до настоящего времени единственным образцом вращающегося судоподъёмника, у которого довольно простая схема работы.
У колеса имеется две ванны, которые называются кессонами, один из них находится вверху, второй- внизу. Когда в кессон заходит корабль, либо два корабля в оба кессона, колесо начинает вращаться, при этом верхний кессон идет вниз, а нижний – вверх.
Колесо оборачивается за 5 минут, что значительно быстрее, чем проход за 3,5 часа через шлюзы. При этом расход электроэнергии составляет всего 1,5 кВт, то есть ничтожно малый расход для таких перемещений судов. Это объясняется тем, что вес кессонов всегда равен между собой, и это позволяет им уравновесить друг друга, благодаря использованию известного закона Архимеда.
Каждый кессон может вместить 360 тыс. л воды, имеет длину – 21,33 м, ширину – 6 м. Соответственно этим размерам и суда, заходящие в кессон, должны иметь такие же габариты и водоизмещение не более 200 тыс.л, высота над водой должна быть не более 2,74 м, посадка ниже воды - не более 1,37 м.
Фолкеркское колесо, имеющее высоту 35 м и вес 1200 тонн, стало эксплуатироваться с 24.05.2002 г. Стоимость строительства комплекса - 17,5 млн фунт. стерл.