Орезунд - мост-тоннель между Данией и Швецией
Правительства Дании и Швеции в течение нескольких десятков лет подымали вопрос о возведении переправы, которая соединила бы две страны, через пролив Орезунд, расположенный в Балтийском море. Строительство такого сооружения позволило бы улучшить развитие Копенгагена и Мальмё, которые находятся по обеим сторонам пролива. Несовершенные технологии строительства прошлых лет не позволяли осуществить смелый проект, внедрение которого откладывалось на поздние сроки.
Но в начале 90-х годов было принято решение о возведении давно ожидаемой переправы. Из всех вариантов строительства самое простое – возведение моста через пролив длиной в 16 км. Однако, с датской стороны в этом месте находится Международный аэропорт Копенгагена, поэтому высокий мост окажется помехой для движения самолетов. С другой стороны, нельзя строить и низкий мост, так как он перекрывал бы движение судов в проливе.
Строительство подводного тоннеля на всю длину пролива также оказалось нецелесообразным по причине более высоких затрат, чем при строительстве моста.
В конечном итоге стороны пришли к компромиссу: со стороны шведов будет построен мост до середины пролива, а со стороны датчан – подводный тоннель. Эти магистрали соединят на середине пролива, где будет построен искусственный остров.
К строительству приступили в 1995 г. На первом этапе в проливе насыпали искусственный остров под названием Пеберхольм, имеющий длину 4 км, ширину 500 м. Этот остров расположен на территории Дании, граница - 5,3 км от берегов Швеции. После этого сразу начали строительные работы по возведению моста и тоннеля. Безусловно, это было достаточно сложно и связано с большими трудностями.
Построенный мост Орезунд имеет длину 7845 м, ширину 23,5 м, высоту 57 м. На мосту имеется два яруса, на верхнем ярусе оборудованы 4 полосы для автомашин, на нижнем – две ж/д колеи.
Опоры моста устанавливались через каждые 140 м.
Центральный пролет длиной 490 м, транспортное полотно поддерживается вантами, пилоны имеют высоту 204 м.
Каркас моста стальной, вес - 82 тыс. тонн.
Для строительства тоннеля, названного Дрогден, использованы 20 ж/б блоков, весом 55 тыс. тонн каждый. Блоки установлены в канале, вырытом на дне пролива. Тоннель имеет 2 трубы для автотранспорта, 2 трубы для ж/д транспорта и трубу, используемую для размещения коммуникаций.
Длина тоннеля составляет 4050 м, из них 3510 м погружены под воду, а также с обеих сторон выходы из тоннелей - 270 м.
1.07.2000 г. мост-тоннель Орезунд был открыт. Стоимость строительства мегасооружения составляет около 3 млрд. евро.